Специальное предложение
Контакты

428022, ЧP, г. Чебоксары,
Хозяйственный проезд, 3
Тел./факс: +7(8352)63-36-62, 63-68-07
E-mail: agrolizing@bk.ru

Потенциал кооперации для развития экспорта очень высок

Главной темой новой команды Минсельхоза стал экспорт. Развитие внешних поставок было основным вопросом, который обсуждали чиновники и бизнес на прошедшей агропромышленной выставке “Золотая осень-2018”. В ведомстве ожидают, что к 2024 году объемы экспортных поставок вырастут до $45 млрд. Многие участники рынка признают, что достичь таких высоких темпов развития будет непросто. На российском рынке сохраняется много проблем, которые могут препятствовать наращиванию экспорта. Одним из таких вопросов остается фактическое отсутствие в России фермерской кооперации, которая могла бы упростить вопросы логистики и совместного продвижения продуктов на внешних рынках. О том, почему кооперация не развивается в России, и как бы она могла помочь молочной отрасли в развитии экспорта Milknews рассказал исполнительный директор Союзмолоко Артем Белов.

Я скептически отношусь к развитию фермерской кооперации в России по причине низкого уровня договороспобности самих фермеров, а также законодательства, которое не способствует установлению атмосферы доверия в фермерской среде.

Вместе с тем, когда речь заходит об экспорте, мне представляется, что потенциал кооперации высок: есть четкая экономическая основа. Тарифные ограничения, высокая стоимость логистики, специфическая структура потребления – все это негативно влияет на доходность экспортных поставок. В результате, маржа на внутреннем и зарубежных рынках у производителей может быть несопоставима.

При этом нужно учитывать, что масштаб российских компаний – несопоставим с иностранными конкурентами. Этот факт накладывает отпечаток на возможность отечественного бизнеса инвестировать в экспортное направление и обеспечивать конкурентоспособность собственных продуктов. Крупнейшие российские агрохолдинги имеют оборот в десятки раз ниже, чем ведущие мировые компании, с которыми им придется конкурировать на глобальном рынке.

Именно поэтому делить риски и затраты между несколькими компаниями, планирующими выход на тот или иной зарубежный рынок – хорошая идея. Я бы выделил 4 основных направления для такой кооперации: проведения стратегических маркетинговых исследований, формирование общей логистической инфраструктуры, формирование сбалансированного портфеля продуктов для поставок на рынок и, в некоторых случаях, формирование и продвижение совместного бренда на локальном рынке.

Примеры такой кооперации есть и в мире. Например, «кооператив кооперативов» Ornua. Компания была создана для продвижения сливочного масла ирландских производителей на мировом рынке. Сейчас она имеет оборот в несколько миллиардов долларов. Прибыль компании близка к нулю, так как доходы формируются на уровне производителей, которые продают масло через компанию.

Для российского экспорта важную роль будет играть еще один аспект: активная позиция государства в продвижении бренда России как поставщика высококачественного продовольствия. Это необходимое, хотя и не достаточное условия для развития отечественного агроэкспорта.

Перед нами стоит амбициозная задача: нарастить экспорт за 6 лет до 45 млрд долларов. Рост более, чем в 2 раза. И кооперация производителей может сыграть не последнюю роль в успешном достижении этой цели. А дальше, как знать, может и фермеры подтянуться, и законодатели. И появится у нас свое, российское “Валио”.

18 октября 2018
09:07

Milknews — Новости молочного рынка

Комментарии запрещены.